Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

Внимание!!! Наш сайт переехал.

Ждем Вас по новому адресу:

https://ds-zhuravlik.gosuslugi.ru/

А также следите за нашими новостями в Контакте и Одноклассниках!

 

Советует психолог:

Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

 

До школы осталось совсем немного, и многие родители засаживают будущих первоклассников за букварь. Готов ребенок к школе или нет, они определяют по тому, умеет ли он читать и считать. Что такое готовность к школе на самом деле, и какие требования школа предъявляет к первоклассникам? Предлагаем Вам и Вашему ребенку экспресс-тест определения готовности к школе. 

 

 

1. Есть ли у него желание учиться?

 

Как это узнать?

 

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

  • Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

  • Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

  • Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

  • Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

  • Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь».

  • А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

 


 

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

 

Как это узнать?

 

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

 


 

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6-7 предложений).

 

Как это узнать?

 

Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много - 6-7.

 

По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа - наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

 


 

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

 

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

 

Как это узнать?

 

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

  • Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

  • Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

  • Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

 

Вторая игра - «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

 

Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

 

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...

 


 

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное...

Как это узнать?

 

Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...» и т.д.

 

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

 

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них - пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы - время, градусник - ? (температура)», «глаз - зрение, ухо - ? (слух)».

 

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1-2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

 


 

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

 

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

 

Как это узнать?

 

По тому, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами. Насколько успешно способен перерисовывать узоры, геометрические фигуры...

 

 


 

 

Если у ребенка все эти навыки есть,
он легко справится с требованиями школьной программы.
Если какие-либо навыки сформированы недостаточно -
отложите букварь и займитесь развивающими играми.

Удачи!

Дата последнего обновления страницы 21.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения