Роль семьи в развитии речи ребёнка

Внимание!!! Наш сайт переехал.

Ждем Вас по новому адресу:

https://ds-zhuravlik.gosuslugi.ru/

А также следите за нашими новостями в Контакте и Одноклассниках!

                                                                Советует логопед Могильникова О.А.:

        Роль семьи в развитии речи ребёнка

 

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

 

 

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком дома!

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. 

 «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п

·       Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших.

пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств,

кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).

·       Разрезные картинки из двух и более частей.

·       Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

·       Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры:

пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные

палочки и т.д.

·       Тетрадь или альбом для планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно отправиться в путешествие по сказкам. Различные мягкие игрушки или куклы могут вести диалог с малышом. 

ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома)

Логопедическая работа только тогда приведет к успеху, если в ней участвуют не только учитель-логопед, но и  родители! И еще - если к работе родители подходят творчески, то тогда логопедические занятия превращаются в увлекательную игру.

Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.

  • Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

  • Время проведения занятий 10-15 минут.

  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

  • Очень важно следить за правильностью выполнения заданий.

  • Выполняйте только то, что требуется в задании.

  • Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.

   

 Ежедневно проводить:

·       2-3 игры на развитие мелкой моторики,

·       артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

·       2-3 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

·       2-3 игры на формирование лексико-грамматических категорий.

           Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут.

 

Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!

 

Литература:

1.    С.А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» издательство: «Сфера» 2007г.

2.    Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е., Васильева Е.С наглядное пособие «Консультации логопеда» издательство: «Детство-Пресс» 2012г.

3.    Жукова Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» издательство: «Эксмо» 2007г.

 

Материал подготовила: учитель-логопед Могильникова О.А.

Дата последнего обновления страницы 21.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения