Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи: знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста; привлечение родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ, выработка единых требований к развитию речи в семье и в ДОУ.
Ход мероприятия:
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашей уютной группе!
Тема нашей беседы «Развитие речи детей» и она очень важна и актуальна. Дети дошкольного возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с этим значительно увеличиваются и их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы - можно передать только с помощью речи. Но речь-не только средство общения, это главный инструмент мышления.
Рассмотрим, из чего складывается речь.
1.Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей).
Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
2.Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.
3.В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как этообразование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений. Например: «ребенок сидит», «сидел», «ребенка посадили» – смысл разный, хотя используются два слова –«ребенок», «сидеть».
4.Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Поговорим с вами о факторах успешного речевого развития ребенка.
Слайдовая презентация.
1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.
В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
А сейчас проведём игру-эстафету, где каждый продолжит предложение: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…»
2.Развитие мелкой моторики рук.
Развитие моторики на прямую связано с речью.
Предлагаю поиграть в игры с бельевыми прищепками. Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники и хвост из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».
3.Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях.Можно играть в сказки.
Предлагаю поиграть в игру «Давайте расскажем сказку все вместе».Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку. Например: сказка «Колобок». Передавая мяч друг другу дети и взрослые пересказывают эту известную сказку.
Чем же мы занимаемся для развития речи:
Общаемся, развиваем речь через беседы, речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описание игрушек, описание одежды и обуви, заучивание стихотворений, составление загадок, пересказ сказок, наблюдения, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения. На занятиях по развитию речи мы большое внимание обращаем на:
- владение речью как средством общения и культуры
- обогащения активного словаря
- развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи
- развитие речевого творчества (составление рассказов, загадок, придумывание новых сказок)
- развитие звуковой и интонационной культуры речи.
А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.
Родители делятся своим опытом.
ДжанниРодари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. Развитие речи ребенка в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас предлагаю поиграть в эти игры:
«Цепочка слов»
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
Во время прогулок можно предложить ребенку поиграть в игру «Кто самый внимательный» и посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.